пятница, 14 декабря 2012 г.

Круг чтения

Круг чтения

В «Большом Городе» опубликовали результаты опроса школьников о тех авторах, которых, по их мнению, следует выкинуть из школьной программы, и тех, которых надо бы включить. В первом списке со значительным отрывом лидирует Лев Толстой. Серебряный призёр Достоевский (как и следовало ожидать). Солженицына тоже предлагают выкинуть: скучный и депрессивный (любимое слово школьников в данном опросе). Лет тридцать назад Солженицын был под запретом, и его читали взахлёб, вырывая друг у друга самиздат и тамиздат. Как только оказался в школьной программе, стал неинтересен. Среди предлагаемых для включения авторов называют Стругацких, Довлатова и … «Божественную комедию». Последнее произведение ученик, конечно, не читал, если ему даже Толстой скучен. В «Войне и мире» практически всё понятно, ибо написано на современном языке. БК без комментариев тайна за семью печатями. Просто слышал, что круто, вот и упомянул. Если включат в обязательную программу Довлатова со Стругацкими, они станут немедленно скучными и депрессивными.
Посему моё предложение. Никаких литературных произведений в школьную программу по литературе не включать вообще. Давать общий курс знаний по литературе, не обязывая учеников читать по какой-либо программе. После изучения какой-либо темы ученики получают задание сделать доклад с привлечением той книги, которая ему или ей интересна. Сами выбирают, сами читают, кратко излагают содержание и анализируют. Жалоб на скуку и депрессивность уже не будет. Проблему списывания тоже можно будет преодолеть, так как книгу-то могут выбрать одновременно и два, и три ученика, а вот анализ надо дать свой.
Книга должна сама найти своего читателя, а читатель — книгу.

Комментариев нет: